Подписка

Подписной индекс в каталоге «Роспечать» 84120

Рост молочного рынка как долгосрочный тренд

Исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов выступил на конференции The Gira World Dairy Club 2017, которая прошла в городе Крозе (Франция), где рассказал о состоянии молочного рынка России и перспективах его развития. Специально для нашего журнала глава «Союзмолоко» подготовил статью, в которой поделился тем, что обсуждали мировые эксперты касательно будущего молочного рынка и какие страны сегодня обладают наибольшим потенциалом.

Молочный рынок будет расти, и тренд этот долгосрочный. Однако эксперты сходятся во мнении, что структура рынка и точки его роста будут неизбежно меняться. Например, аналитики высказывали серьезные опасения в связи с сокращением потребления простого питьевого молока. Так, в том числе в Китае, ключевом игроке на рынке, не прогнозируется дальнейшего увеличения импорта UHT-молока, который показывал фантастические темпы роста в последние годы.

Интересно, что такой удручающий прогноз касается только ультрапастеризованного молока, а вот ультра-пастеризованные сливки будут расти. Драйвером этого процесса станет «питание вне дома», которое так активно сейчас развивается в Китае.

Эта же система будет активно «драйвить» рынок сыров, прежде всего биржевых и мягких. Серьезный спрос Китай начнет формировать на сыворотку, который обусловлен развитием двух направлений: во-первых, применение ее в качестве корма и, во-вторых, использование при производстве специализированного, в том числе «возрастного питания», – детского, для пожилых, спортивного.

При этом Китай начал массовую скупку активов по всему миру и не для работы на внутренних рынках, а именно для обеспечения поставок в свою страну. Кстати, в последнее время несколько китайских инвесторов интересовались и строительством объектов в России.

В этом плане такая стратегия похожа на скупку Китаем объектов в машиностроении, электронике и так далее, когда страна получала технологии для последующей локализации такого производства у себя.

Эта несколько агрессивная политика Китая обусловлена еще и отменой Пекином политики 1+1=1 по ограничению рождаемости.

Весь потенциал этого рынка уже оценил FoodUnion, ставший одним из крупнейших игроков в Китае. Компания вошла там в собственность нескольких активов, а фактически это тот же самый Андрей Бесхмельницкий, который создал когда-то в России «Юнимилк». Таким образом можно сказать, что после стагнации и «меламинового скандала» Китай восстановился, рынок будет расти.

В этом плане Россия и закрытие ее рынка уже не является больной темой для крупнейших производителей и экспортеров: если рынок РФ откроется – хорошо, нет – ничего страшного.

Но важно отметить, что закрытие российского рынка наряду с другими факторами повлияло на падение цен на европейском рынке. Это событие наряду с «меламиновым скандалом» в Китае привело к обрушению спроса на рынке в целом.

Сейчас ситуация стабилизировалась, и есть последствия: интервенционные запасы в ЕС сегодня стабильны – 300-350 тыс. т, которые нужно будет в какой-то момент распродать. Но это единственное, что по сути связывает ЕС и Россию в настоящий момент. Остальные вопросы для европейских производителей уже решены.

Здесь интересно отметить, что серьезным и перспективным игроком многие аналитики считают Беларусь: она активна, хочет развиваться, открывает свои предприятия для поставок в Китай, хотя объемы экспорта пока оцениваются только в 2-3 млн. долларов за весь прошлый год. Но на рынке страну воспринимают всерьез.

Естественно, что цены на сливочное масло стали важной и острой темой для обсуждения мировыми экспертами.

Аналитики отмечают, что репутация масла как продукта восстанавливается, этот товар «обеляется», и повышенный спрос на него привел к скачку цен. Хотя в региональном разрезе цены сильно различаются: в ЕС она высокая, в Новой Зеландии – ниже, а в Украине низкая – оно там никому не нужно. Думаю, что фундаментальных предпосылок для роста цены не было, поэтому в следующем году она будет снижаться, хотя не вернется к уровню, который был до подорожания.

Коротко отмечу еще две тенденции. Первая – эксперты убеждены, что в ближайшие 10 лет рынок и модель совершения покупок продовольственных товаров изменит e-commerce (электронная коммерция). В Китае это уже сейчас 10%, а по прогнозам Alibaba, к 2026 году вырастет до 26%. В случае таких прогнозов я всегда вспоминаю Nokia, которая 10 лет назад была № 1 в мире, а на каком месте она сейчас? Мир стал кардинально иным.

Второй емкий тренд заключается в том, что Green Label, эко-продукт, органик – все это «драйвится» не столько потребителем, сколько сетями и производителями. Очень неожиданная, но правильная мысль.